Перспективы международного крипторегулирования
Не так давно Европейский парламент и Европейская комиссия предварительно согласовали проект регулирования, направленный на криптовалютный рынок, под названием…
Не так давно Европейский парламент и Европейская комиссия предварительно согласовали проект регулирования, направленный на криптовалютный рынок, под названием Markets in Crypto-Asset Regulation (MiCA). Уже сейчас можно отметить определенные принципы, по которым соответствующие органы власти по всему миру, вероятнее всего, будут регулировать проекты криптоактивов. MiCA — это первое предстоящее международное регулирование на крупнейшем едином рынке планеты, направленное на криптовалютные предприятия.
Европейский союз (ЕС) готов стать мировым лидером установления стандартов комплексного крипторегулирования, которое многие другие юрисдикции могут интегрировать в свое собственное криптозаконодательство или, по крайней мере, использовать MiCA в качестве образца. Планируемое регулирование стейблкоинов в США откладывается. Однако существует большая вероятность того, что американское регулирование может взять некоторые принципы из MiCA, чтобы хотя бы частично гармонизировать такую международную отрасль, как криптовалюты. Именно поэтому важно понять логику того, как европейские законодатели хотят отнестись к криптобизнесу.
Уже сегодня мы можем заметить и выделить важнейшие тенденции в грядущем международном регулировании криптовалют.
1. Crypto-asset service providers (CASPs) будут регулироваться аналогично финансовым учреждениям. Признание криптовалютных провайдеров в качестве особого типа финансовых учреждений повлечет за собой ряд специальных требований, которые должны будут принять такие компании. Данные условия будут включать:
- значительный уставный капитал;
- строгие правила защиты средств клиентов (включая юридическую ответственность компании за потерю таких средств);
- специальные процедуры соблюдения требований листинга криптовалют на криптовалютных биржах;
- поддержание надежных систем кибербезопасности;
- хорошая деловая репутация высшего руководства компании;
- регулярное обучение сотрудников;
- страхование директоров и должностных лиц (D&O) и/или профессиональной ответственности (PI);
- предотвращение практики злоупотребления рынком (фиктивная торговля, инсайдерская торговля, “памы” и “дампы”, и так далее.) на криптовалютных торговых платформах;
- соблюдение правил политики конфликта интересов в отношении сотрудников и руководства CASP;
- регулярное предоставление клиентам отчетов о состоянии их счетов;
- отражение всех операций клиента (включая сделки) в блокчейне.
2. Криптовалюты будут разделены на четыре типа с различными правилами, применяемыми к каждому типу токенов:
- стейблкоины (также называемые “токены электронных денег”) (привязанные к единой фиатной валюте);
- утилитарные токены (токены, выпущенные для финансирования развития криптопроекта, которые также могут быть использованы для покупки продукта или услуги, предлагаемых эмитентом такого токена);
- токены, привязанные к активам (привязанные к корзине валют, товаров или криптоактивов);
- токены с характеристиками ценных бумаг.
3. Стейблкоины будут регулироваться аналогично электронным деньгам, с требованием к эмитентам иметь определенную сумму собственного капитала, сегментировать средства клиентов и соблюдать правила инвестирования резервного капитала (будет разрешено направлять такой капитал только в высоколиквидные и низкорисковые активы). Также велика вероятность того, что законодатели могут ввести максимальное ограничение на объем ежедневных транзакций с использованием стейблкоинов (как это уже предусматривается MiCA), поскольку такие токены вполне могут представлять угрозу для национальных валют. Такие особенности стейблкоинов, как низкая комиссия за транзакции, круглосуточная доступность сети и отсутствие банковского финансового мониторинга входящих и исходящих транзакций, являются значительными преимуществами передтрадиционными фиатными денегами, управляемых через высокорегулируемые финансовые учреждения. Некоторые национальные правительства уже понимают этот риск, поэтому они начали работу над собственными цифровыми валютами, известными как цифровые валюты центральных банков (CBDC). Посмотрим, как будет развиваться это соперничество, однако почти с уверенностью можно сказать, что в будущем на стабильные монеты будет оказываться регулятивное давление, что сделает их менее гибкими и ликвидными.
4. Токены с характеристиками ценных бумаг будут торговаться на специализированных биржах и подпадать под действие аналогичных законов, применимых к размещению ценных бумаг, включая требования к проспекту эмиссии и раскрытию корпоративной информации. Скорее всего, в качестве эмитентов токенов ценных бумаг будут выступать специализированные фонды секьюритизации.
5. Децентрализированные финансы (DeFi), Децентрализированные автономные организации (DAO) и Невзаимозаменяемые токены (NFT) станут объектом правил по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CFT). Пока еще не совсем понятно, как на практике эти правила будут применяться к таким инновационным сферам криптоиндустрии. Тем не менее, европейские законодатели уже выразили намерение применять правила ПОД/ФТ к DAO и DeFi, которые контролируются прямо или косвенно, в том числе через смарт-контракты или протоколы голосования. Аналогичные правила финансового мониторинга могут применяться и к NFT, поскольку в большинстве случаев они действительно отслеживаются в блокчейне, что технически позволяет отслеживать их происхождение и сделки с ними.
6. Анонимые криптовалюты будут считаться активом высокого риска, который будет сложно использовать и конвертировать, так как регулируемым криптовалютным платформам, скорее всего, будет запрещено предлагать и торговать ими.
7. Криптовалютное «правило путешествия», требующее от поставщика услуг по переводу криптовалюты раскрывать личность отправителя криптовалюты поставщику услуг по приему криптовалюты, станет нормой практически во всех юрисдикциях. Только одноранговые транзакции с одного нехостингового кошелька (криптокошелька, над которым его пользователь сохраняет полный контроль) на другой нехостинговый кошелек останутся относительно приватным способом транзакций криптовалютных токенов.
Как уже видно из предложенных методов крипторегулирования в ЕС, законодателями был дал импульс при вполне понятном тоне предлагаемых правил. Национальные правительства будут требовать от поставщиков криптовалютных услуг определенного уровня защиты интересов клиентов, ответственного выпуска крипто-токенов (включая их влияние на окружающую среду от механизмов майнинга), а также регулирования токенизированных ценных бумаг аналогичногодля традиционной формы этого финансового инструмента. Контроль над стейблкоинами, представляющими угрозу государственной монополии на контроль за движением национальных валют, также является одним из существенных аспектов целей регулирования. Правила ПОД/ФТ будут применяться комплексно, включая децентрализованные продукты. Криптовалютное «правило путешествия» затруднит частное взаимодействие людей и компаний с криптовалютами.
Все вышеперечисленное представляет собой естественное правовое внедрение инновационных технологий, которое необходимо для того, чтобы сделать отрасль более безопасной для клиентов и более контролируемой для правительств. Криптовалютная индустрия может значительно выиграть от повсеместного регулирования, поскольку это сделает ее менее рискованной и, следовательно, более привлекательной для инвестиций со стороны крупных учреждений и более поздних последователей. Альтернативным путем для криптовалютной индустрии может стать полный запрет правительства, запрет на майнинг, транзакции, предоставление услуг и любую другую деятельность в этой отрасли. Однако, поскольку эта индустрия уже успела довольно успешно развиться, национальным правительствам уже кажется практически невозможным подавить ее в зародыше. Поэтому для законодателей всего мира задача состоит в том, чтобы регулировать криптовалютную индустрию, а не бороться с ней.